Анна Новоторцева: В преподавании Основ православной культуры важна миссионерская роль предмета

2013_01_30_004_01Круглый стол «Православное краеведение в помощь учителю Основ православной культуры» начал свою работу в Высоко-Петровском монастыре, в Нарышкинских палатах, 26 января 2013 года в день официального закрытия XXI Международных образовательных Рождественских чтений в Москве. Председателем секции был епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов), куратором – Наталья Владимировна Даниленко.

В 10 часов утра по адресу Петровка 28/2 стали собираться участники конференции. В этот раз члены оргкомитета чтений определили новое для работы секции место — мужской монастырь с 700-летней историей, самый близкий по своему месту расположения к Кремлю.

 

Место проведения работы «круглого стола» было выбрано более чем удачно, с одной стороны, оно обособлено от широкой, но не всегда целевой аудитории, а с другой – позволяло чувствовать себя всем участникам очень по-домашнему, тепло и благодатно. Сюда приходили люди, которые интересовались проблемами преподавания предмета Основы православной культуры и связанного с ним православного краеведения: учителя, методисты, преподаватели, общественники, священники… Пусть аудитория секции не была в этот раз довольно широка, но форма «круглого стола» позволила обсудить многие животрепещущие проблемы, высказаться, познакомиться, наметить пути дальнейшего сотрудничества.

 

География участников была очень широкая. На секцию приехали гости из Керчи (Крым), Ессентуков, Нижнего Новгорода, Пскова и Псковской области, Вологодской области, города Сокола, Мордовии (инокиня Елисавета из Свято-Варсонофиевского женского монастыря села Покровские Селищи, победительница грантового конкурса «Православная инициатива-2012»), Краснодарского края, Москвы, Ярославля, Пошехонья, Новосибирска.

 

Левко Ирина Васильевна из станицы Васюринской Динского района Краснодарского края БОУ СОШ № 10 выступила первой. Она – историк по образованию, учитель истории и Основ православной культуры. На секции Ирина Васильевна поделилась опытом преподавания этого предмета в своей школе, общими достижениями, методами и формами работы со школьниками. По ее мнению, священники должны проявлять большую инициативу по сотрудничеству в преподавании Основ православной культуры, возможно делать интегрированные занятия с приглашением на урок священника, включением его слов в контекст урока и консультирования учителей и даже школьников по некоторым вопросам православной культуры.

 

Сейчас в Краснодарском крае наравне с Основами православной культуры введены такие предметы, как «Кубановедение» и «История казачества», которые имеют тесную связь с духовной историей края. Тот факт, что в крае Основы православной культуры выбирают 80% учащихся (в московских школах – 20%), говорит о широких межпредметных связях и поддержке на местном уровне.

 

Введение новых предметов, понятно, стимулирует взаимодействие с различными общественными организациями, например, с казачеством. Следует напомнить, что в Краснодарском крае проживает более 250 национальностей, и проблема толерантности, пресловутого национального вопроса, вообще не является в данном случае острой. Наверное, новым и позитивным кроме всего прочего является проводимый там конкурс учителей Основ православной культуры и родительские лектории. Очень важно работать именно с родителями, часто невоцерковленными, чтобы они не только не препятствовали выбору данного предмета, но наоборот способствовали этому и сами просвещались и приходили к вере. Поэтому в преподавании Основ православной культуры кроме образовательного значения очень важна миссионерская роль предмета.

 

На секции говорилось и о климате вокруг учителя, о межпредметных связях. Был сделан вывод, что необходима система управления этими процессами. Кроме этого специфичность данного предмета выявляет проблему критериев оценки знаний учащихся и качества преподавания учителем. Основы православной культуры носят важное воспитательное значение, способствуют возрождению таких чувств, как патриотизм, любовь к своей родной земле, культуре. Поэтому из приниженного и неоцененного по достоинству положения краеведение, православное краеведение, духовная история родного края должны стать одними из самых важных, значимых предметных и в перспективе научных областей.